История Сергиева Посада

История Сергиева Посада

Сергиев Посад — одно из древнейших поселений Подмосковья. Едучи из Москвы к северу в сторону Ярославля "вдруг" встречаешься с заповедной обителью. Как сказочное чудо, выплывают из-за горизонта золоченое и синее в звездах многоглавие соборов, изразцовые "в шахмат" стены трапезной, ажурных, почти воздушные ярусы колокольной 88-и метровой стрелы, ставшей центром сложившегося архитектурного ансамбля. Таким мы видим облик современного нашего города. Но история Сергиева Посада возникла и возрождалась в трудных условиях классовой борьбы.

Власть татарских ханов над Русскими землями установилась после походов хана Батыя в 1237-1238 и в 1239-1240 гг., когда подпала Русь под власть Золотой Орды. Монгольское завоевание было не только разгромом государственной и культурной жизни древней Руси, но оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. В.О.Ключевский (1841-1911) историк, академик писал: "Во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса произведенного нашествия татар... Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость, не находя ни какого выхода"... "Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином".

Спасаясь от страшного террора родители Сергия (Варфоломея) Кирилл и Мария с тремя детьми в 1330 году уехали в малый городок Радонеж, покинув навсегда Ростов-Ярославский. С семилетнего возраста Варфоломей учился грамоте с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром. Оба брата учились хорошо, а Варфоломей оказался тупым к учению. "Было это, говорит жизнеописатель, по усмотрению божию, дабы дитя получило книжный разум не от людей, а от Бога". Е.Голубинский.

Больные родители Варфоломея постриглись и приняли монашество в Хотьковском монастыре, который в то время был одновременно общим: и мужским и женским. "Древность знала монастыри для монахов и монахинь общие. Соборное определение 1504 года запретило это." Кирилл и Мария скончались в 1337 году.

Последние годы Варфоломея прошли в Радонеже. Родители умерли, у Стефана умерла жена и он тоже принял монашество в Хотьковском монастыре. Варфоломей избрал самый трудный путь жизни через отшельничество. Он отправился в Хотьковский монастырь, убедил Стефана вместе идти из Хотьково в недалекие леса. Они выбрали небольшое место, высившееся как маковка, позже и названная Маковицей. Братья Варфоломей и Стефан первоначально устроили шалаш, а затем келию и малую церквицу. "Митрополит Феогност прислал священника из Москвы, который освятил церквицу во имя святой Троицы."Пустыня была настоящая и суровая. Стефан не мог долго терпеть такого уединения и ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

 

"Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в середине 14 века (вероятнее всего в 1345 г.) в глухих лесах северного Подмосковья... Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314-1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость... С основанием Монастыря в его окрестностях стали селиться крестьяне, которые "сотвориша себе различные почины и составиша села и дворы мнози".

На Маковке вокруг Троицкой церкви возник небольшой уединенный монастырь. Сергий Радонежский принимал к себе изъявивших желание вместе с ним, которых не страшили трудности. Заселение местности шло очень быстро: где недавно был один сплошной дремучий лес, уже виднелись села и деревни... Новые соседние жители с величайшим усердием начали снабжать Сергия всем необходимым. "И начаша, - говорит о них Епифаний, - посещати и учащати в монастырь, приносяще многообразная и многоразличная потребования им же несть числа".

На территориях, вошедших затем в состав современного города, первые поселения появляются уже в конце 14 века... и распологались обычно в 1-3 километрах вокруг Монастыря: село Клементьево - с юга, Копнино - с юго-запада, Панино - с запада, Благовещение - с северо-запада, Кукуево - с севера и лишь с восточной стороны близко к его ограде подходили служние слободы.

В 60-х годах 14 века - в Золотой Орде выдвынулся Мамай, стал ханом-правителем на большой части территории Руси. Титул хана носил Чингисхан и его преемники. Татаро-монгольское иго разоряло русские поселения, проводило всеобщее огрубение и одичание, было естественным следствием.

Имя преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России, Куликовской битвой, победой Дмитрия Ивановича над Мамаем. Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович... приезжал к преподобному Сергию в его монастырь, чтобы получить от него напутственное благословение. "Великий князь Дмитрий Иванович (1362-1389)... вступил с Сергием в родство духовного соотечества или кумовства, приглашая его крестить своих... двух сыновей: Юрия в 1374 году и Петра в 1385 году".

По просьбе Московского князя Дмитрия Ивановича преподобный Сергий дал ему двух монахов Пересвета и Ослябу, которые, принадлежав в миру к сословию воинскому, были ведомые всем ратникам - великие и богатыри крепкие и весьма осмысленные к воинскому делу и наряду.

Страшно было войско, приведенное Мамаем для битвы: оно простиралось до ста пятидесяти тысяч человек. Когда русские увидели несметные полчища татарские, то многие из них объяты были невольным страхом. Но преподобный Сергий прислал на поле битвы своего борзоходца со своею благословенною грамотою, в которой писал великому князю: "Безо всякого сомнения, государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь"... "Тебе, господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу за них свою положить, и кровь свою пролить, по образу самого Христа...".

8-го сентября 1380 года, хмурый расвет. Туманным осенним утром войска Мамая и Дмитрия встали друг против друга. Затем вышли на поле боя богатырь татарского полка Телебей и великан Пересвет. "И ударишася крепки два богатыря межю собою оружием своим и мни, яко едва не проломившаяся под ним, и спадоста оба на землю с коней своих мертвы и туго скончася".

Летописец описывал Куликовское сражение так: "И была брань и сеча зла зело, и лилась кровь, как вода... Всюду лежали мертвые и не могли кони ступать по мертвым... Они сражались три часа - а потом восемь дней хоронили погибших. Князь Дмитрий, прозванный впоследствии Донским, тоже принимал участие в сражении наряду со всеми. Его нашли после битвы в ближайшем леске, доспехи были иссечены, князь получил немало ран, но был жив".

Мамай Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году был разбит и бежал в Крым в Кафу (современная Феодосия), где и был убит. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.

В 14-16 веках еловый и сосновый строевой лес стал в Подмосковье дефицитным. Леса перестали быть бескрайними от хищнической порубки. В 1485 году Иван 3 (1440-1505) отменил свободную рубку леса на землях Троице - Сергиева монастыря. При Петре I вышел запрет на порубку в Подмосковье "дубов и сосен на угодье и на какие дела". Забота о лесах была в числе первых мероприятий Советской власти. В 1918 году В.И.Ленин и Я.М.Свердлов подписали декрет о лесах, где были сформулированы важнейшие проблемы, направленные на сохранение и восстановление зеленых богатств страны.

Если большие повалы лесного массива в нашем районе в годы Великой Отечественной войны являлись средством борьбы с немецко-фашисткими захватчиками, то в мирное время такого не должно быть. Газета Сергиево-Посадского района "Зеркало" N 18 за 6-е мая 1996 года писала: "А лес все дальше, дальше...
После войны кто-то сверху облюбовал наш красивейший район для строительства Новостройки, Реммаша, Радона, Скобянки, Лозы. В 60-х годах началось безжалостное истребление лесных массивов района под строительство ГАЭС.
Появились московские садоводческие кооперативы, дачники много спилили и выкорчевали деревьев. (Об этом писала районная пресса). Наш район может превратиться в лесостепь." Н. Кривенко.

Председатель районного совета Всероссийского общества охраны природы Людмила Угрюмова писала в газете: "В нашем сознании лес - это склад сырья, это дрова, доски, бревна... и как мало говорится о красоте лесных пейзажей, способных благотворно влиять на психику человека, о кислороде, без которого мы задыхаемся". Людмила Угрюмова привела цитату: "По расчетам профессора Астрохина, к 2005 году половина лесопокрытых площадей Московской области будет представлять собой массивы усыхающих и больных деревьев".

Самым красивым деревом средней полосы издавна считается береза. Из бересты березы изготавливают многие предметы хозяйственного обихода. На бересте писали не только новгородцы. "По свидетельству преподобного Иосифа Волоколамского, в монастыре Сергиевом в первое его время писали книги, нужно подразумевать - богослужебные, не на пергаменте или бумаге, а на бересте".

Знаменитый философ и просветитель средневековья Иосиф Волоцкий оставил нам сведения о том, что Сергий Радонежский - основатель Троице-Сергиева монастыря для писания книг использовал бересту: "...яко в обители блаженного Сергия и самые книги не на хартиях писаху, но на берестах". Эти книги дожили до 17 века, о них упоминает каталог книг лавры, составленный в ту пору.

Известный наш историк В. О. Ключевский сказал: "Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги - хозяйственные, политические и даже нравственные: обустраивал его, отапливал, освещал избу лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой".

Император Павел I (1754-1801) в 1798 году учредил Лесной департамент (министерство). Император любил лес, заботился о сбережении его. Путешествуя по разным губерниям, он неоднократно замечал отступления от правил пользования лесом, установленных еще Петром I. Хищнические отношения к "зеленому сокровищу" заставил Павла I и его правительство образовать "Департамент по лесной части".

Российский музей леса, открывшийся в Москве в дни празднования 200-летия создания Лесного департамента, наглядно рассказывает об основах культуры и быта народов страны, для которых лес заменял горы и замки, был надежным убежищем от внешних врагов и кормильцем. (Материал взят из "Народной газеты" за 3-е июля 1998 года, Московского региона). Крупные пожарища в Монастыре произошли в середине 16 века. Летопись отмечает, что "за два следовавших один за другим пожара (1559) (1564) вместе с монастырем почти полностью выгорели и служние слободы..."

17 мая 1746 года накануне Троицы возник пожар. Во дворце слуги Андрея Варламова в Рождественском приходе. Варламов затопил баню для больной матери. От загоревшейся бани огонь быстро перекинулся на соседние дворы и на Лавру. По замечанию историка "паника от непостижимой пожарной скорости была так велика, что и мощи Преподобного Сергия перенесли за версту от Лавры, где позднее возвели Кукуевскую кладбищенскую церковь". В Лавре огонь уничтожил убранство надвратной церкви Иоана Предтечи, кровли на остальных церквях, кельях, сгорел лаврский архив. В слободах сгорели 5 деревянных церквей, 502 двора, погибло 3 человека, среди них и мать Андрея Варламова.

15 июня 1838 года вся северо-восточная часть Посада была опустошена большим пожаром. Пожар, начавшийся в 11 часов утра в верхнем конце Переславской улицы. Так называлась в прошлом часть Московско-Переславского шоссе между Красногорской площадью и северной границей Посада. Причина пожара была из-за соломенных крыш надворных строений и постоялых дворов. За два часа огненный фронт от северной границы Посада докатился до Красногорской площади и Рождественской церкви (в настоящее время в сильноперестроенной церкви размещены общежитие и клуб трикотажной фабрики). Уничтожив кровлю над высокой Рождественской церковью огонь поглотил стоявшие рядом с церковью дома церковного притча вместе с флигелями и со всем их надворным строением. Всего сгорело 53 жилых дома местных обывателей, 4 дома дворянских, старый лаврский гостиный двор, который распологался на месте современной трикотажной фабрики по Александровской (ныне К. Маркса) улице.

После пожара был составлен план Сергиевоского Посада, разбитого на регулярные кварталы, на котором император Николай I собственной рукой начертал резолюцию "Быть по сему".

Ночью 28 сентября 1986 года в 2 часа 58 минут звонок в милицию и звон колокольный Троице-Сергиевой лавры раздались почти одновременно. Беда - пожар: горит спальный корпус и актовый зал Московской духовной академии и семинарии. Считанные минуты потребовались Загорским пожарным чтобы прибыть в центр города. Почти одновременно из Москвы и Пушкино, Мытищ и Дмитрова, Балашихи, Талдома и других районов в Загорск мчались пожарные машины, разрезая ночную тьму светом прожекторов и тревожным ревом сирен. Три слова: "Горит загорская лавра". И в сердце каждого, кто знает об этом неповторимом памятнике - жемчужине древнерусского зодчества, они отозвались болью. "Первой задачей было спасти людей. Пожарные сделали все возможное. Пятерых спасти не удалось. Они погибли. Вторая задача - не допустить огонь к царским чертогам, где находились иконостас, уникальные иконы. Огонь бушевал. Ветер гнал его к музею. Пожарные в противогазах держали оборону. Они стремились не только сбить огонь, но и не допустить в музей даже гарь. Там находятся самые настоящие сокровища, созданные трудом нескольких поколений талантливых зодчих, художников и мастеров прикладного искусства Древней Руси.

Неподалеку находится красоты и ценности необыкновенной иконостас. Огонь рвался к нему. Казалось, никто и ничто не сможет удержать его. И здесь круговую оборону занял со своим подразделением старший инспектор пожарной охраны Загорска Д.Г.Кобанюк. Пожарные не отступили. Злой язык пламени не коснулся сокровищ". Была в горящем помещении печь старинная израсцовая. Пожарные в огне и дыму по кирпичику разобрали ее чтобы потом восстановить сокровище.

В апреле 1993 года в бывшей Спасо-Вифанской семинарии (в Птицеграде) произошел пожар. Здание в последнее время принадлежало Сергиево-Посадскому отделению Союза художников. Нанесен громадный ущерб самому зданию (чего только стоит церковный купол совсем недавно покрытый медью), к наиболее горестным утратам стоит отнести незаконченный еще иконостас, ряд гобеленов, картин и других произведений художественного творчества. Купол впыхнул порохом и через 15 минут рухнул. Много имущества пострадало от воды - в ликвидации пожара было задействовано 15 пожарных машин, даже приезжали из Ивантеевки.

В Сергиевом Посаде находится один из старейших в Подмосковье Троице-Сергиев монастырь, который с древнейших времен был крупной военной крепостью на дальних рубежах Москвы, охранявшей город от нашествия захватчиков. "В 1540-1590 гг. монастырь был окружен мощной каменной стеной с 12-ю башнями (для наблюдения за ходом работ сюда несколько раз приезжал Иван Грозный) и был включен в стратегическую систему обороны подступов к Москве".

В начале 17 века войска польско-литовских шляхтичей вторглись в Российское государство, захватили Москву, а Лжедимитрий I был посажен на русский трон (1605 г.). Но волна народного гнева через год изгнала интриганов из страны, а труп самозванца был выброшен на Красную площадь "для поругания".

23 сентября 1608 года объединенное 25-30 тысячное войско Сапеги и Лисовского вновь подошли к Троице-Сергиеву, желая захватить его богатства. 16 месяцев обороняли Монастырь, имея в своих рядах около 3000 защитников. Отряды Сапеги и Лисовского разграбили близлежащие города - и только один Троицкий Монастырь оставался непокоренным. "Недаром польские источники свидетельствуют, что под одним Троицким монастырем Лисовский протерпел более, чем во всех общирных провинциях и городах им покоренных и разоренных". Сапега и Лисовский обратились к осажденным в крепости с предложением о добровольной сдаче, угрожая, что "зараз взяв замок ваш... всех порубаем". Но ни внушительное превосходство сил противника, ни его угрозы не испугали "троицких сидельцев". Они гордо отвечали, что "даже десяти лет отроча посмеются вашему безумству и совету".

Большие трудности для осажденных сложились к зиме 1609 года - не хватало воды, продуктов, начались эпидемические болезни - моровое поветрие, среди защитников крепости оставалось не более 250 человек.

Противник решил штурмом овладеть крепостью. Авраамии Палицин описывает в тревожных сумерках 1609 года: "раздался залп орудий и все множество литовских людей устремишеся на град со всех сторон с лествицы и щиты и с таросы и со иными козньми стенобитными."

На защиту стен крепости вышли все, кто еще мог ходить, включая женщин и детей. Они не давали возможности врагу "щитов и таросов придвинута, и лестниц присланивати, бьюще и с подошвенного бою изи многих пушек и пищалей и в окна колюще и камение метуще и вар с калом льюще". Защитники крепости стойко оборонялись из последних сил.

Воевода Давид Жеребцов с отрядом в 900 человек прорвался на помощь осожденной крепости и измученным "троицким сидельцам". 12 января 1610 года Сапега и Лисовский, узнав о появлении русского войско под Александровской слободой, побрасали свои запасы и, "никим же гонимы, но десницею божию "отступили от Троице-Сергиева монастыря." Одним из самых ярких эпизодов обороны, подробно описанный троицким келаром Авраамием Палициным в "Сказании" об осаде Троице-Сергиева монастыря подвиг клементьевских крестьян Никона Шилова и Петра Слоты, пожертвоваших жизнью для уничтожения вражеского подкопа под стены Троицкой крепости. Под огнем противника защитники выкопали ров вдоль восточной стены; узнав о подкопе под угловую Пятницкую башню, они сделали против нее со стороны монастыря другую деревянную стену и организовали дерзкую вылазку, во время которой клементьевские крестьяне Никон Шилов и Петр Слота ценою своей жизни взорвали подкоп.

С тех пор вплоть до 1917 года в Лавре существовал обычай отмечать память освобождения монастыря совершением крестного хода по стене лавровской крепостной ограды в ближайший к 12 января воскресный день.

При Троице-Сергиевом монастыре была Служняя слобода. Слободу населяли монастырские "слуги" - доверенные "чиновные люди". В мирное время управляли вотчинами, исполняли канцелярскую работу. В военное время несли военную службу. В 1608-1610 гг. они храбро защищали Троицкую обитель. Особенно отличился боярский сын монастырский слуга Ананий Селевин "Он захватил 16" языков нарочитых, "ранил стрелой самого пана Лисовского. Анания Селевина знало все вражеское войско", "и никто же от сильных поляков и русских изменников смеюще" сразиться один на один.

"Слуги у Троице-Сергиева монастыря появились еще в 15 веке. Но вплоть до начала 17 века монастырские слуги не имели права жениться, поэтому в 15-16 веках при монастыре не было обширной Служней слободы. Ее основателем стал архимандрит Дионисий, который усмотрел, что нехорошо они живут, пребывая около монастыря, по положению прежних властей, бессупружно,... приказал тем, которые могут, жить целомудренно, а всем прочим позволил жениться, иметь дома и жить по закону Божественного Писания".

После окончания осады по благословению архимандрита Дионисия при Троице-Сергиевом монастыре были устроены странноприимные дома и больницы для лечения многочисленных раненых и больных. В 1614 году в некогда многолюдном Клементьеве насчитывалось лишь 33 двора, да и те сгорели в 1618 году при набеге на монастырь войска пана Чаплинского. В память заключенного перемирия между Россией и Польшей 1 декабря 1618 года, названное "Деулинским" в 1620 году в похвалу Преподобному Сергию Радонежскому, в селе была возведена деревянная церковь...

"В 1610 году, когда в монастыре был помещен постоянный гарнизон, к юго-западу от него формируются Пушкарская и Стрелецкая слободы из числа монастырских крепостных крестьян и "охочих людей" постоянный гарнизон крепости - стрельцы и пушкари. Для них строятся дома в районе между улицей Кирова и Келарским прудом".

Восстановление Троицкого монастыря и его окрестностей прошло сравнительно быстро. В 1655 году посетил Троицкий монастырь сирийский правослвный священник Павел Алеппский. По окончании ремонтых работ монастырь вошел в ряд сильнейших крепостей страны, а его арсенал служил своеобразным хранилищем оружия государственного масштаба. Павел Алеппский заканчивает описание укреплению Троицкой крепости восторженным восклицанием: "Ум не может представить их неприступность и красоту... Монастырь не имеет себе подобного не только в стране Москвичей, но и во всем мире".

Согласно преданию сад, расположенный перед южной стеной Троицкой крепости, называется Пафнутьевским в честь Пафнутия Сагалаева, сына одного из стрелецких голов, сверстника и любимца царя Петра. Узнав о злодейском умысле на жизнь царя, гласит предание, Пафнутий из Москвы поспешил в Троицкую обитель к молодому царю и нашел его в саду. Царь обнял и поцеловал юношу, сказав ему: "Пусть же на память верной твоей службы и заслуги, сей сад именуется отныне Пафнутьевым". В конце 17 века Троице-Сергиев монастырь вновь в центре политической борьбы: в дни стрелецких восстаний Петр I дважды укрывался за его стенами.

В 1682 году малолетний Петр с братом Иваном и сестрой - царевной Софьей, спасаясь от восставших стрельцов, укрылись за стенами монастыря. Через семь лет, когда разгорелась борьба за престол между юным Петром и царевной Софьей, наследника вновь приютил монастырь. В ночь на 8 августа 1689 года в сопровождении свиты прискакал в Троицкий монастырь царь Петр. Здесь он укрылся от "злоумышления на его жизнь" царевны Софьи и все тех же московских стрельцов. Вскоре монастырь и его окрестности наполнились верными Петру войсками, которые "ставша около Сргиева монастыря и вокруг верст на десять, и по Московской дороге поставиша крепкие караулы". 8 октября 1689 года уже самодержавным государем России, царь Петр покинул Троице-Сергиев монастырь. При Петре I монастырь по прежнему сохранял значение царской крепости. Крепость монастыря охраняли монастырские солдаты. Со времен царя Петра I стали называть троицких стрельцов и пушкарей солдатами.

Появившись в середине 14 века село Клементьево, очень рано приняло не земледельческий, а торгово-промышленный характер. Этому способствовала оживленная дорога из Москвы в Переславль-Залесский и Ярославль. Заселение окрестностей Троицкого монастыря началось уже при жизни Сергия Радонежского о чем написано в "Житии" Сергия, составленного в 1418-1422 гг. троицким монахом Епифанием Премудрым. Село Клементьево, давшее впоследствии имя одному из районов города Сергиева монастыря, возникло к югу от монастыря. Троицкий келарь Авраамий Палицын в начале 17 века назвал это село: "Начальный посад Клементьево". "В селе Клементьево в 17 веке проживало не менее половины всех жителей Троицкого Посада" (Сергиев Посад. Изд. 1997 г. Москва. Стр. 37).

В описи Сергиево-Троицкого монастыря в 1642 году записано: "В селе Клементьево торговые лавки и амбары, и шалаши, и кузницы, и харчевни, и баня, и тюрьма". [31] В 16 веке в село Клементьево была переведена традиционная ярмарка из города Радонежа. К концу 16 века село Клементьево имело 262 двора и две деревянных церкви с колокольней.

В мае 1613 года местные жители села Клементьева стали очевидцами торжественного поезда Михаила Романова, шедшего в освобожденную Москву на царский престол... Посещая Троице-Сергиев монастырь, неоднократно останавливались в гостинице села Клементьева, проводили богослужение в сельской церкви. В 17 столетии монастырское феодальное хозяйство достигло наивысшего своего расцвета.

Одним из самых сильных и привелегированных землевладельцев, после царя и патриарха, в России 17 века был Троице-Сергиев монастырь. Его вотчинное село Клементьево еще в 16-17 веках получило различные льготы и свободы". О богатстве монастыря рассказывает опись 1641 года: "значилось 19644 четверти хлеба, а в казне денег 13861 рублей, в погребах хранилось 2857 ведер различного "пития" и тысячи туш белужьих и осетровых рыб..."

В феврале 1764 года был издан специальный манифест о полной секуляризации церковных в том числе и монастырских земель. По этому указу все церковные земли перешли в собственность государства, а крестьяне были переданы в ведомство коллегии экономии. От Троице-Сергиева монастыря государству отошло 214 тысяч десятин земли и 106 тысяч крестьян.

Ежегодно весной, на праздник Святой Троицы осенью, на день поминовения Преподобного Сергия Радонежского, жители села Клементьево и слобод видели, как цари совершали паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Село Клементьево служило последней остановкой на пути царя со свитой к монастырю: здесь в специально поставленном шатре, царь сменял дорожное платье на парадное.

Начало троицким походам положил великий князь Дмитрий Иванович Донской (12.10.1350 - 19.5.1389). В дальнейшем эти походы вошли в традицию. Описание царского богомолья оставил для нас секретарь цесарского (австрийского) посольства Адольф Лизек. "Поход начинался с богослужения в Успенском соборе, где царь получал благословение и напутствие патриарха. До выхода государя в путь отправлялся вооруженный отряд с пушкой, чтобы навести на дороге порядок и очитстить ее от "лихих людей"... Во главе процессии вели двух любимых царских коней, за ними одна за другой тянулись многочисленные крытые телеги с предметами царского обихода. Их сопровождали стража и царские скороходы. Везли постель государеву и царицы, предметы царской бани, царское белье, мебель и другую домашнюю утварь.

Наконец следовала царская карета. Ей предшествовали 62 превосходных коня, сбруя которых была украшена золотом и серебром. Кроме того, в царскую карету было впряжено 12 лошадей... Царские кареты сопровождали оруженосцы, секироносцы... Шествие замыкали отряды стрельцов. По дороге царь развлекался охотой, представлениями скоморохов и борьбой человека с медведем".

В XVI веке в подмонастырских селах и слободах были уже ремесленники 18 специальностей. Село Клементьево приобретает значение торгового центра. По числу жителей оно превосходилоо в то время такие города, как Переславль-Залесский и Ростов Великий.

В смутное время в дни осадного положения все подмонастырские селения погибли в огне. И когда вновь отстраивались слободы, расселение проходило по профессиональному признаку. Так появились к середине XVI века Служняя, Пушкарская, Стрелецкая, Иконная и другие слободы. К концу века эти слободы уже охватывали монастырь сплошным кольцом и по существу образовали единый посад городского типа.

Из этих подмонастырских селений специальным указом императрицы Екатерины II от 22 марта 1782 года был образован Посад. "... Всемилостивеше повелеваем, первое, живущим в слободах ведомства коллегии экономии близ Свято-Троицкой лавры лежащих непахотным жителям, производящим торги и ремесла, позволить записываться пожеланиям их в купечество, мещанство учредя для них посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу". Во вновь образованном городе к этому времени было 506 купцов, 530 мещан и 562 разночинца.

Получение статуса посада (города) способствовало более планомерной застройке территории с учетом исторических особенностей и рельефа местности, развитию традиционных и созданию новых промыслов. Но хотя город формально и вышел из-под опеки монастыря, фактически он долгое время вплоть до 1917 года оставался в полной экономической зависимости от него.

В Сергиевом Посаде и уезде основными направлениями кустарного промысла была детская игрушка и художественная резьба по дереву, которые прославили город и район. Точных сведений о зарождении игрушечного производства в Сергиевом Посаде нет.

Впервые об этом промысле упомянул И.Е.Забелин (1820-1908), историк и археолог, в своем труде "Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках". Несомненно, игрушки в Сергиевом Посаде изготовлялись и раньше. "По преданию начало этому промыслу положил сам преподобный Сергий Радонежский, делавший деревянные игрушки для детей."

В конце XVIII - начале XIX столетия в нашем городе существовали крупные игрушечные мастерские. В них работало много талантливых мастеров. Самая большая мастерская принадлежала А.Г.Сафонову, у которого на Нижней улице работало до 150 мастеров.

На рубеже 19-20 веков Сергиево-Посадские кустари производили все виды игрушек. Подавляющее большинство игрушечников Сергиево-Посада работали в качестве наемников на хозяев сергиево-посадских магазинов и скупщиков. Большинство мастеров работало дома по 12-15 часов в сутки. В августе 1922 года в Сергееве был открыт Дом культуры кустаря. Проводились культурно-просветительные работы. "Кустарь становился сознательным общественником. Стала забываться принижавшая кустарей нарицательная кличка "балбешник", то есть те, которые изготавляют изделия с помощью "балбешек". При Советской власти в посаде работали кустарно-промышленные артели. В 1928 году образована фабрика игрушек N 1. По инициативе и поддержке Наркома просвещения А.В.Луначарского в октябре 1918 года в Москве был основан Государственный музей игрушки. Основателем и первым директором музея был художник Николай Дмитриевич Бартрам. В 1931 году музей был переведен в Загорск. В собрании музея было 30 тысяч экспонатов.

Автобусное движение - сравнительно молодой вид транспорта в Сергиевом Посаде. Первые рейсы автобусов открылись в 1950 году. Тогда на городскую линию вышло четыре автобуса. На 1 января 1955 года по городским и районным маршрутам ходило 22 автобуса и 10 такси. В 1958 году автобусный парк насчитывал 62 автобуса и 31 такси. Но уходил век русских дорог. Появился опасный конкурент - железные дороги.

Купец И.В.Мамонтов, отец будущего известного промышленника и мецената Саввы Ивановича подсчитал, что ежегодно в сторону Сергиева Посада и обратно проходит примерно 500 тысяч человек и посчитал выгодным построить железную дорогу. Савва Иванович проявив недюжинный талант в различных сферах искусства, однако по настоянию отца ему пришлось расстаться с артистической карьерой. После смерти отца он стал крупным железнодорожным промышленником. Началось строительство железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. "22 июля 1862 года инженеры, сооружающие Московско-Ярославскую железную дорогу, совершили первый пробный рейс по нововыстроенной ими линии" - писала газета "Ярославские губернские ведомости" за 1862 год. Но богомольцы отказались пользоваться железной дорогой, предпочитая по старинке совершать путь к Троице пешком. Пришлось прибегнуть к помощи духовенства. "Братия Троице-Сергиевой лавры во главе с архимандритом заполнили вагоны одного из поездов и собственным примером демонстрируя, что пользование железной дорогой не является делом греховным даже на столь святом пути".

Хотя С.И.Мамонтов стал крупным железнодорожным промышленником, но в душе он был гораздо больше художником, чем дельцом. Он хорошо знал, любил и понимал искусство. Максим Горький сказал о нем, что он "исключительно завидно даровит". И главным талантом Мамонтова, талантом редким, необычайным это было умение будить творчество в других людях, создавать атмосферу, в которой могло "жить, процветать и совершенствовать искусство". В своем имении Абрамцево С.И.Мамонтов создал своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства под названием "Абрамцевский художественный кружок". Он сам писал пьесы, режиссировал, играл, заряжал своим энтузиазмом других. В этих домашних спектаклях принимал участие и будующий великий Станиславский. В 1885 году С.И.Мамонтов создает частную оперу. Главной задачей нового опперного театра была пропаганда музыки русских композиторов. В своем театре Мамонтов собрал талантливый коллектив молодых певцов. В него вошли Н.Силина, Т.Любатович, Е.Цветкова и др. Мамонтов первый открыл талант Федора Ивановича Шаляпина и ему принадлежит немалая заслуга в развитии его как гениального "певца оперы".

Начало XX века было ознаменовано бурными революционными событиями. Революционная волна докатилась и до Сергиева Посада. В октябре 1905 года состоялась демонстрация учащейся молодежи, устроившей митинг в саду духовной академии. На Красногорской площади произошло столкновение демонстрантов с местными черносотенцами. Троицкое духовенство, испуганное этими событиями, вызвало казаков и наняло д

художники сергиева посада

Контактная информация:

Адрес: Московская область, город Сергиев Посад


E-mail: sandyrev-gallery@yandex.com

© sandyrev-gallery
Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz